Современная ситуация в Китае складывается таким образом, что женщин сейчас - гораздо меньше, чем мужчин. Многие китайцы старше тридцати рискуют так никогда и не жениться: не на ком. В связи с этим государством предпринимаются различные меры, чтобы увеличить количество девочек в стране. Свои меры принимают и китайские мужчины: доходит до того, что особо ушлые женихи воруют себе невест или даже привозят из-за границы, платя за это большие деньги.

На свободное место садится мужчина

Несмотря на все это, ценность женщины в глазах мужчин почему-то не повышается. Несмотря на большой интерес китайцев к вэньмину - цивилизованности, - понимают они его по-своему. Так, не может быть и речи о галантности по отношению к женщине. Исключение составляют только очень богатые и влиятельные женщины или жены непосредственных начальников. Но это даже не галантность в нашем понимании, а просто следование китайскому представлению об иерархии.

Так, если в метро вошла пара и освобождается место, на него садится мужчина, а не женщина. Когда старые китайцы выходят из автобуса - впереди спускается жена. Именно она подает руку мужу, помогая выйти, а не наоборот.

Я был свидетелем, как китаец, ударив на полном ходу молодую женщину велосипедом, и не думал извиняться. Пугаются и извиняются обычно женщины (исключая уже немолодых, но о них - отдельный разговор).

Другая картина. В вагон метро входит женщина с ребенком на руках. Тут же сидит армейский офицер. Надо сказать, что офицеров в Китае нельзя назвать типичными китайцами, в них офицерского больше, чем собственно китайского. Именно по этой причине офицер встает со своего места и предлагает женщине сесть. При этом на свое место он ставит портфель-дипломат, чтобы никто не улучил момента и не занял его. Но рано или поздно портфель приходится убрать, чтобы женщина могла сесть. Как только портфель убирается, на это место передвигается сидящий рядом мужчина - судя по виду, крестьянин. Он уже сидит, но он хочет сесть пошире и занять собой два места.

Женщина с ребенком просит его подвинуться. Тот не реагирует. Тут надо отдать должное женщине и ее закалке. Поскольку место по закону принадлежит ей, она проявляет твердость и просто сажает своего ребенка на наглого мужичка. Только поняв, что ребенок сейчас начнет махать ногами, а при случае может и описаться, мужик нехотя отодвигается - и женщина садится, держа ребенка на руках. В общем, можно сказать, что женщине сказочно повезло.

Молодые китаянки - то же, что европейские метросексуалы

Так или иначе, впервые за тысячелетия все китайские женщины (а не только императрицы) получили возможность эмансипации. Повлиял на ситуацию также технический прогресс и либерализация экономики. Теперь молодые китаянки могут читать те же журналы, что и в остальном мире, пользоваться той же косметикой и предаваться тем же развлечениям.

На них это повлияло довольно странным образом. Наметился некий водораздел между совсем молодыми женщинами и теми, кто постарше. Это две разных идентификационных модели, два разных самоощущения. Между юными и опытными женщинами больше различий, чем сходства.

Женщин за сорок можно назвать борцами. Видно, что в жизни им досталось. Они жили в тяжелых экономических условиях, многие застали во всей красе времена Мао Цзэдуна. Даже если от природы у такой женщины характер мягкий, обстоятельства перековали его. В немолодых китайских женщинах доминирует воля, жесткость и закалка. Они могут быть доброжелательны и отзывчивы, но первое, чем они встречают мир - это недоверие и готовность к отпору.

Не таковы молодые девушки. Конечно, тут надо разделить девушек из сельской местности, вынужденных зарабатывать себе на жизнь тяжелым трудом, и девушек из семей более состоятельных, которые могут пока не думать о хлебе насущном. Если говорить о второй категории девушек как о типичных представителях нового поколения, то главной их чертой, видимо, является эгоизм. Они сосредоточенны на самих себе, их доминантное ощущение - абсолютная самоценность. Похоже, что связи с социумом у них минимальные, их не интересует ни работа, ни учеба, ни родственники. Их не очень интересуют даже молодые люди. Их вообще мало что занимает, кроме дорогих гаджетов, косметики, хорошей еды и отдельных развлечений. В каком-то смысле их можно сравнить с европейскими метросексуалами. Наиболее чувствительные из них, впрочем, с удовольствием ходят на концерты поп-звезд и там картинно рыдают от избытка чувств - это манеру они подсмотрели по телевизору у американских подростков. Замуж они особенно не стремятся - разве что затем, чтобы найти богатого покровителя.

Наверное, для самих девушек такая ситуация гораздо лучше, чем если бы им с ранних лет бинтовали ноги и их регулярно избивали бы свекрови. Впрочем, есть ощущение, что жизнь современных китайских девушек лишена даже того незатейливого смысла, который был у их бабушек и мам. Не похоже, что они готовы создавать семьи и воспитывать солдат социализма.

Так или иначе, неизбежно встает вопрос: что будет дальше с китайским обществом, учитывая, что подрастает новое поколение китайских юношей, многие из которых, мягко говоря, тоже не особенно-то похожи на традиционных китайцев? Вопрос этот не праздный, им активно занимается китайское руководство. Думается, ответ на этот вопрос мы увидим ответ в ближайшее время…

Алексей Винокуров, специально для Фергана.ру