Information was not check the site moderator!

Амман - столица Иордании


03/08/2019

Амман — один из древнейших городов Ближнего Востока. Столицей Иордании он стал только в XX в., но был ключевым для истории этой страны местом от начала своего существования.


Viber

В XIII в. до н.э. аммонитяне (аммониты) построили здесь город Раббат-Аммон, или Аммон, неоднократно упоминающийся в Ветхом Завете. Аммонитянами Ветхий Завет называет племя, происходящее от Аммона — сына Лота от его собственной дочери. Судя опять же по археологическим материалам, аммонитяне были семитами: язык в сохранившихся надписях на камнях очень близок к ивриту.

Через Аммон проходил главный торговый путь, связывающий Египет и города Аравийского полуострова, что было главным источником благосостояния города. Около 1300 г. до н. э. территория на восток от Иордана, соответствующая современной Иордании, в том числе Аммон, была захвачена ханаанскими коленами Реувена, Гада и половиной колена Менаше. 

В период с 585 г. до н. э. и до эпохи Птолемеев нет письменных свидетельств об истории Аммана, по косвенным сведениям, он был завоеван — последовательно — ассирийцами, персами и македонцами. Царь Египта Птолемей II Филадельфос (308-245 гг. до н. э.) переименовал Аммон в Филадельфию.

В 106 г. большая часть территории современной Иордании стала провинцией Римской империи Каменистая Аравия, а Филадельфия вошла в Декаполис (10 античных городов, среди которых наибольшее развитие получили Дамаск и Амман). В эту эпоху Филадельфия была перепланирована, появились храмы, термы, амфитеатры, улицы были замощены.

В византийский период Филадельфия была резиденцией христианских епископов. В 614 г. город захватили персы-Сасаниды, вернувшие городу название Амман, созвучное с Аммон

В VII—IX вв. Амман входил в состав Арабского халифата, в 661-750 гг. город — центр Дамасской провинции арабского халифата Омейядов. После распада халифата в X в. входит в состав различных государств Ближнего Востока, оставаясь для всех них важным центром торговли и перекрестком караванных путей. 

С 1516 г. до конца Первой мировой войны в 1918 г. Амман входит в Османскую империю. Несколько сильных землетрясений превратили город в эту эпоху в груду руин; население его было незначительно, и таким он оставался вплоть до 1878 г., когда османы начали под руководством немецких инженеров строить Хиджазскую железную дорогу из Дамаска в Медину. Амман, став узловой станцией, начинает расти. 

В 1918 г. Иордания переходит под британский мандат, в 1921 г., по инициативе англичан, возникает эмират Трансиордания. Амман становится его столицей. 25 мая 1946 г. Трансиордания получает независимость, называется уже королевством, которое в 1949 г. было переименовано в Хашимитское Иорданское Королевство.

Население Аммана росло в контексте событий, происходящих не только в Иордании, но и в близлежащих странах. После Русско-Кавказской войны 1763-1864 гг. покинуло родину и бежало через путешествие в Турцию в Иорданию немало черкесов (адыгов), кабардинцев, абхазов, чеченцев, а также армян (последние бежали из Турции).

Они и прокладывали Хиджазскую железную дорогу, а по завершении строительства остались в Аммане, где всех их стали называть обобщенно — «черкесы». Их потомки живут в Аммане и сегодня. А самую большую часть населения города составляют палестинские арабы, также беженцы с родной земли вследствие арабо-израильских войн 1947-1949, 1956 и 1967 гг.

Третья волна беженцев прибыла в Амман из Кувейта после войны в Персидском заливе в 1991 г. После вторжения коалиционных сил в Ирак в 2003 г. в Аммане поселились также беженцы из Ирака. В итоге за последние 100 лет население Аммана выросло в 1000 раз.
На бурлящем сегодня Ближнем Востоке Амман остается островом спокойствия, хотя сохранять этот имидж ему становится все сложнее.

«Белый город» — это второе имя Аммана, и большого преувеличения в этом нет. Бетонные стены, конечно, имеют некоторый серовато-желтоватый оттенок, но здания, отделанные белоснежным известняком (а их немало), поддерживают репутацию «белого города», особенно когда солнце в зените.

 На закате же они образуют иллюзию горы золотых слитков. Многие дома взбираются на холмы, издалека кажутся многоэтажными, но на самом деле в них 3-5-7 этажей, немало и одноэтажных. Небоскребы, выросшие в конце XX — начале XXI в., в Аммане тоже есть. 

Это правительственные учреждения, отели, банки, деловые центры. Город Амман в последние два десятилетия растет очень быстро, статистики просто не успевают корректировать цифры его площади и населения. Еще несколько лет назад были какие-то различия между собственно городом и столичной провинцией. Сегодня они практически стерты: Амман на глазах превращается в мегаполис. По прогнозам, в 2025 г. здесь будет жить 6,5 млн человек.

Репутацию «золотой середины» между крайностями как арабского, так и западного мира столица королевства начала приобретать с середины XX в., создав их равный баланс. Это заметно даже чисто визуально, особенно по облику и поведению женщин. В цивилизационном смысле город состоит как бы из двух частей.

В кварталах, объединенных общим названием Балад, или Даунтаун, поддерживается патриархальный уклад: женщины носят исключительно национальную одежду, не работают, занимаются только домом и детьми, которых у них в среднем 5-7.

Женщины части города, называемой Западный Амман, работают в банках и других офисах, в медицинских центрах, водят автомобили, носят европейскую одежду и не спешат выходить замуж: карьера важнее, а когда, ближе к 30 годам, вступают в брак, рожают, как правило, не больше двух детей.

Медицинских центров в Аммане становится все больше и больше — за счет иностранцев, выбирающих для лечения этот город из-за природных ресурсов близкого Мёртвого моря, высокой квалификации персонала и цен, более низких, чем в соседнем Израиле.

Моду на западный стиль жизни своим примером поощряет король Абдалла Бин аль-Хуссейн, или Абдалла II (род. в 1962 г.), мать которого — англичанка. Это «король-спецназовец», как, не без сарказма, называют его сторонники традиционных мусульманских ценностей.

Он учился в Оксфорде и Джорджтауне, ведет светский образ жизни, кроме того, он еще и парашютист, и пилот вертолетов, увлекается подводным плаванием, принимает участие в авторалли. Естественно, у него высшее воинское звание — фельдмаршал Вооруженных сил Иордании. 

При этом Абдалла II отнюдь не «ястреб»: он осуждает мусульманский религиозный экстремизм, поддерживает американскую политику «войны против терроризма». В ноябре 2011 г. Абдалла II, первый из арабских лидеров, заявил, что Хафиз Асад должен уйти с политической сцены.

Волнения арабского мира не обошли столицу обычно спокойной Иордании. Инфляция, коррупция, безработица выводят горожан на улицы начиная с 2010 г. В сентябре-ноябре 2012 г. в Аммане прошли многотысячные демонстрации против отмены топливных субсидий, что вызвало повышение цен на бензин (на 12%) и газ (на 53%). Эти демонстрации были уже далеко не мирными.

Протестующие блокировали дороги, поджигали автомобили, полиция применяла слезоточивый газ. Король терпеливо объясняет своим подданным, что повышение цены на топливо неизбежно, поскольку экономические «ямы» — следствие «арабской весны». Он полностью сменил правительство. 

Но круг замыкается: вдохновленные именно «арабской весной», «братья-мусульмане» требуют уже не только смены кабинета министров, но и свержения самого Абдаллы II. В Аммане становится все более неспокойно. Что будет дальше, пока нельзя даже предположить.