Культура Албании


22/09/2019
Культура Албании
Влияние турецкой, греческой и итальянской культур затрудняло развитие национальной культуры. Подъем национального самосознания с 1878 способствовал становлению публицистики и лирической поэзии на албанском языке.

Viber

Однако такие проводники культуры, как школы, книжные магазины, журналы и газеты, стали появляться только в 1920–1930-е годы.

После Второй мировой войны влияние на албанскую культуру оказывали сначала советская, а затем китайская культура. Коммунистическое правительство стимулировало развитие культуры, уделяя внимание переводам книг писателей из стран коммунистического блока и особенно СССР. Культурные связи с Западом стали оживляться с 1961, после разрыва отношений с СССР.

В 1945 в Тиране открылся первый профессиональный театр. Затем последовало создание театров в Шкодере в 1949 и в Корче в 1950. В начале 1950-х годов при помощи СССР была создана кинопромышленность.

Она выпускала патриотические фильмы, пронизанные национальной идеей. В конце 1980-х годов в Албании насчитывалось ок. 100 кинотеатров. Ежегодно выпускалось ок. 900 названий книг. В настоящее время издается ок. 100 газет и журналов.

Древнейшие архитектурные памятники иллирийской культуры на территории Албании относятся ко 2 и 1 тыс. до н.э. С античных времен сохранились многочисленные памятники зодчества (до 4–5 вв. н.э.), созданные греками и римлянами (остатки крепостных сооружений, акведуки и мосты, общественные бани и жилые здания).

В средние века на территории Албании формируется христианская религиозная архитектура: на севере – католического типа, в южных районах – греко-православного.

В период османского господства в городах на юге страны появляется турецкий архитектурный стиль (дворцы, крепости, мечети и медресе, мосты, фонтаны, публичные бани, рынки и др.).

До середины 20 в. в большинстве албанских городов преобладали двухэтажные каменные жилища, крытые черепицей.

В сельских районах строились деревянные дома; в прибрежных областях доминировали глинобитные, саманные или тростниковые жилища с глиняной обмазкой.

Для Северной Албании в прошлом характерны дома-башни (кулы) крепостного типа из серого и белого камня.

В современных городах преобладает массовая типовая застройка многоэтажными домами, в сельских районах – кирпичными двухэтажными домами; традиционная архитектура сохранилась в ряде исторических центров городов, а также в некоторых сельских и горных районах.

Средневековая живопись развивалась под сильным византийским влиянием. В период раннего Ренессанса в творчестве живописцев усиливается итальянское влияние.

Наиболее известный живописец этого периода – Онуфрий Киприоти. В живописи 18 в. господствовали реалистические элементы стиля барокко (Давид из Селяницы, Констандини Шпатараку). В сер. 18 в. ведущую роль в изобразительном искусстве приобретает иконопись.

Созданный в этот период художественный стиль доминировал вплоть до начала 20 в. В период национального возрождения (сер. 19 в.) впервые появляется станковая живопись.

Ведущее место среди живописцев 1-й пол. 20 в. занимают представители школы западного импрессионизма (В.Мио, А.Зенг и др.). Были представлены и такие направления, как романтизм и реализм. В скульптуре, возникшей в 1920-х., доминировал портретизм и монументализм.

Произведения современных мастеров выставляются в Национальной галерее искусств, Международном культурном центре (бывший мавзолей Энверы Ходжи), Академии декоративных искусств, а также в музеях, частных галереях др. В столице открыты несколько независимых галерей керамики.

Богатые традиции имеет декоративно-прикладное искусство – обработка серебра (литьё, филигрань, украшения одежды), резьба по камню и дереву, чеканные металлические изделия, керамика.

Албанские мастера славятся изготовлением шерстяных ковров ручной работы. В настоящее время правительство выделяет субсидии на развитие изделий кустарного промысла.