Свадьба в Дании


30/08/2019
Свадьба в Дании
Датчане считают, что если пожениться в День святого Валентина, который во всем западном мире отмечается как День всех влюбленных, то муж и жена будут любить друг друга всю жизнь. На свадьбу пекут датский пирог с марципанами, по краям его украшают свечами, свежими фруктами и медальонами с портретами жениха и невесты.

Viber

История свадебных традиций в Дании

В эпоху викингов (конец VIII - середина XI веков) решающим актом вступления в брак считалась помолвка. Отец невесты в своем доме соединял руки молодых, и они отныне именовались помолвленными. Затем жених и невеста в присутствии свидетелей обменивались "подарками любви", после чего устраивался ритуальной обед согласия. Все взрослые члены обеих семей вели жениха к постели невесты, где оставляли молодых на брачную ночь. Это действо объясняется верой в охрану молодых от злой силы. После брачной ночи брачующихся впервые называли мужем и женой.

В XIX веке вся сельская жизнь определялась и регламентировалась общиной. В свою очередь, внутри общины существовали объединения сельской бедноты, женатых крестьян, объединения всей неженатой молодежи - отдельно парней и девушек.

Важнейшей задачей объединения парней было получить каждому из них девушку на год. Парней называли "уличный кабан", девушек - "уличный ягненок". Распределенные среди парней, "ягнята" были партнерами в играх, танцах. Это вело к сближению молодых людей и даже помолвке. Объединения молодежи собирались на игры и праздники: масленицу, пасху, троицу, рождество и другие.

Когда молодые решали вступить в брак и получали согласие отца на выдачу замуж дочери, предстояло осуществить кульминационный момент - помолвку. Молодые соединяли руки, родители клали на них свои и желали счастья. Помолвка легализовала сожительство и сопровождалась поселением жениха и невесты вместе. Свадьба обычно устраивалась осенью, после сбора урожая. Не только семьи брачующихся, но и многие члены общины принимали участие в ее подготовке. Извещал о дне свадьбы зазывала. Это была весьма почетная фигура, его услуги оплачивались. Приглашенные угощали зазывалу вином, одаривали деньгами.

Свадьба всегда проводилась общиной в складчину. Первым ее днем была, как правило, пятница, но свадьбу могли назначить и на любой другой день за исключением понедельника, который считался несчастливым днем для этого торжества. Свадьбу играли в доме невесты. Девушки из семей приглашенных заранее собирали по семьям все необходимое для сервировки стола, помогали расставить столы и стулья, украсить помещение. Свадьба начиналась ритуалом проводов жениха из отчего дома. Встретив невесту или у нее дома, или на пути в церковь, жених со своей свитой направлялись в церковь. Объединенный свадебный кортеж состоял из 20-30 повозок.

Существовало поверье, что жениха и невесту ждут несчастья, если повозки в пути остановятся, встретится похоронная процессия, стая ворон будет каркать над кортежем, кто-то опередит их повозку. Неженатые мужчины - всадники переходили в галоп, достигали церкви и возвращались навстречу процессии. Чем больше было совершено таких прогонов, тем считалось лучше для молодой пары, но их надо было сделать не менее трех. На обратном пути делалось то же самое. При подготовке свадьбы невеста уделяла особое внимание наряду. Она шла к венцу в черном платье с белыми кружевами. И только после первой мировой войны в Дании нашло распространение белое подвенечное платье. Наиболее отличительной частью наряда невесты был головной убор. До XVIII века это был венец, затем установился обычай надевать серебряную корону, которую брали напрокат у священника прихода. С начала XIX века в наряде невесты стали использовать фату и миртовый венок.

При приближении кортежа к церкви начинали звонить в колокол, одновременно вовсю старались музыканты. По народному верованию шум защищал жениха и в особенности невесту от злой силы.

Войдя в церковь, невеста садилась на первую скамью с левой стороны от алтаря, жених на первой скамье с правой стороны. Завершив венчание, ксендз предлагал жениху и невесте подать друг другу руки и клал поверх свою, говоря при этом: "Что Бог соединил, ничто не должно разъединить". При выходе из церкви все поздравляли молодых, целуя их. Обратно жених и невеста возвращались уже вместе. Невеста бросала деньги и хлеб ребятишкам, стоявшим среди зрителей. Согласно поверью, это должно было обеспечить ей много детей и счастья.

По возвращении в дом невесты начинался свадебный пир. Но сначала предстояло выполнить чрезвычайно сложную задачу рассадить гостей за свадебным столом. Свадьбы обычно были чрезвычайно многолюдными, а распределить гостей следовало точно в соответствии с рангом, чтобы не допустить ошибки во внутренней иерархии, и тем не менее не находилось ни одной свадьбы, чтобы все присутствующие были довольны местами. Считалось хорошим тоном угощать вне двора бедняков, нищих, носить еду больным, соседям, которые не были приглашены. Кушанья вносились в определенной последовательности. Стол обычно был обильным, пиршество длилось долго - 15-19 часов. Случалось, что свадьба вела к разорению.

Так, например, на одной из свадеб в 1855 году 244 гостя съели помимо мучной пищи 10 гусей, 5 поросят, свинью, 20 кур, 11 ягнят, 2 с половиной коровы, 15 уток; выпили 7 бочек пива, 200 бутылок вина, полбочки водки, 20 кувшинов настойки, 10 кувшинов рома, 16 килограммов кофе. Королем предпринимались специальные меры к пресечению разорительных свадеб. Однако королевские предписания и указы чаще всего оставались без внимания.

С XIX века в Дании танцевальная часть пира начиналась специальным танцем невесты, во время которого возле дома стреляли из ружей. Около полуночи наступал перерыв. Гости шли отдыхать. Их место занимали те, кто обслуживал свадьбу. Завершающий танец жениха и невесты был самым важным: они оба "вытанцовывались" из группы холостых в общественную группу семейных. При этом каждая из общественных групп стремилась взять в плен жениха и невесту. "Завоевание" женатыми неженатых обычно приводило к дракам.

Оказавшись в кругу замужних женщин, невеста лишалась девичьих головных украшений, вместо которых надевала темный чепец. С этого момента она считалась настоящей женой и ее больше не называли невестой. После окончания танцев жених с факелом и невеста со свечой в сопровождении дружков и родственников направлялись к брачной постели. Сопровождение, а также свет, согласно поверью, должны были защитить их от злых сил.

Большая сельская свадьба продолжалась обычно три дня, у зажиточных людей она могла длиться и целую неделю.

Свадьба в Дании конца ХIХ - начала XX века считалась не только делом двух семей жениха и невесты, но и всей общины. Она была социальным явлением. Застолье могло продолжаться несколько дней, но не больше недели и на средства самих приглашенных. В XX веке на смену такой свадьбе пришла домашняя, напоминающая обыкновенную вечеринку.