Рождество в Канаде


15/11/2019
Рождество в Канаде
В преддверии Рождественских праздников люди покупают подарки родственникам и близким, подписывают открытки, украшают дома и наряжают новогодние елки. Не исключение и канадцы, для них это тоже один из самых любимых праздников в году. Давайте посмотрим, как они готовятся к Christmas Holidays, и что вас ожидает, если вам посчастливится оказаться на Рождество в Канаде.

Viber

Как известно, для канадцев более значительным праздником является Рождество, а не Новый Год. Отмечают Рождество в Канаде 25 декабря.

Как и в любой другой стране, в Канаде есть свои Рождественские традиции, без которых этот праздник просто немыслим. Итак, прежде всего это Новогодняя Елка.

Рождественская ель – украшенное вечнозелёное хвойное дерево, настоящее или искусственное – традиционно оно ассоциируется с празднованием Рождества в христианском мире. Рождественскую елку часто ставят в доме, но также оно может стоять снаружи и может быть украшено рождественскими огнями, ёлочными украшениями, гирляндами и мишурой.

На верхушку часто ставят ангела или звезду, обозначая сонм ангелов или же Вифлеемскую звезду из рождения Иисуса. Традиция украшать вечнозелёные деревья на Рождество появилась в Германии в 16 веке. Рождественские ели часто очень богато украшены.

Происхождение

Согласно христианскому закону, Рождественское древо ассоциируется со Святым Бонифацием и немецким городом Гейсмаром. Святой Бонифаций (672-754 г.) срубил Древо Тора чтобы, поправ силу Северных богов, доказать местным племенам германцев, что асы и ванны (т.е. германские языческие боги) не существуют. Святой Бонифаций увидел пихтовое дерево, растущее в корнях старого дуба.

Восприняв это как символ христианской веры он сказал: «…да будет Христос центром вашего дома…»,- используя пихту как символ христианства. Традиция использовать рождественскую ель не такая древняя, как может показаться. Она появилась благодаря Мартину Лютеру как противопоставление традициям католического Рождества. Лютер представлял его как символ Древа Жизни в Эдеме.

Первое упоминание о выборе рождественской ели, как символа праздника, может быть отнесёно к 16 веку в северной Германии и Ливонии (колонии Ливонского ордена, которая сейчас представляет из себя Эстонию и северную часть Латвии). Судя по первым документированным использованиям рождественской елки в Эстонии в 1441, 1442 и 1513 годах, некое Братство Черноголовых (неизвестно как, ибо письменных свидетельств не сохранилось) выбрало дерево для использования на празднествах в обители братства и Ривеле (сейчас Таллинн).

В последнюю ночь перед праздником дерево выставлялось на главной городской площади, где члены братства танцевали вокруг него. В 1584 пастор и летописец Бальтазар Руссов написал об установившейся традиции установки украшенной ели на торговой площади, где молодые люди «шли с толпой девушек и женщин, сначала пели и плясали вокруг ели, а потом поджигали дерево».

В тот период гильдии начали выставлять рождественские ели перед местами, где собирались гильдии: Ингеборг Вебер-Келлерманн (Маргбургский профессор европейской этнологии) нашёл хроники гильдий города Бремена за 1570 год, описывающие, как маленькие елочки украшались «яблоками, орехами, финиками, крендельками и бумажными цветами» и выставлялись у ратуши на радость всем детям членов гильдии, которые собирали деликатесы на Рождество.

В начале XVIII века эта традиция стала обыденной в городах Рейнской области, но ещё не распространилась на сельскохозяйственные районы. Восковые свечи начали применять с конца XVIII века.

Рождественская ель, а точнее традиция украшать его на Рождество, свидетельствует об изолированности Рейнской области в течение сравнительно долгого периода, так как оттуда традиция никуда не распространялась. Католики не уделяли этой традиции внимания, так как она была протестантской, и обычай был популяризован уже прусскими властями.

Как и германский Йоль, лишь слегка «замаскированный» под каноническое Рождество, рождественская елка была более ли менее одобрена Римской католической Церковью, так как та не могла пресечь использование дерева в качестве символа.

Традиция пришла в Канаду зимой 1781 года благодаря Брунсвикским солдатам, расположенным в провинции Квебек для несения гарнизонной службы в колонии на случай атаки американцев. Генерал Фридрих Адольф Риедесель и его жена, баронесса фон Риедесель, провели рождественскую вечеринку в Сореле, развлекая гостей украшенной пихтой с конфетами и фруктами.

В начале XIX века эта традиция стала популярна в высших кругах общества и распространилась на восток Европы, включая Россию. Позже принцесса Хенриета из Нассау-Вайльдбурга представила рождественскую ель в Вене в 1816 году, и традиция распространилась по всей Австрии в последующие годы. Во Франции первая елка появилось в 1810 году благодаря герцогине Орлеанской.

Первую субботу каждого декабря в Канаде отмечается National Christmas Tree Day. Это событие и наступающий зимний сезон – замечательный повод для того, чтобы вспомнить о праздничной елке – рождественской и новогодней.

Без сомнения, если бы национальным деревом Канады не был клен, то им бы стала ель – Ее Вечнозеленое Величество. Ель сыграла огромную роль в истории и становлении Канады. Отвар из хвои спасал первых колонистов от цинги и смерти в суровую канадскую зиму. Ель – это прекрасный строительный материал, и ее древесина, кора и хвоя идут на множество различных нужд, от производства бумаги до производства медикаментов.

Кстати, в мире насчитывается около сорока видов ели. Ну, а относится она к семейству сосновых, включающему огромное количество распространенных по всему миру хвойных вечнозеленых растений.

Одна из особенностей ели – способность выращивать новые растения из корней или пней погибшей ели. Таким образом ель может клонировать себя столетиями и даже тысячелетиями. В одном из национальных парков Швеции растет ель – самое старое дерево планеты, которая заново рождается уже почти 10 тысяч лет.

Ну, а каким образом это северное дерево стало символом Рождества и Нового года? Это произошло благодаря ее отдаленному родству с величественным и историческим ливанским кедром, а также тому, что ель – единственное зеленое дерево во время рождественских праздников в странах Северной Европы, откуда эти зимние традиции распространились по всему миру.

В начале декабря «Крисмас-три» можно купить повсюду, в любом уважающем себя магазине или за ближайшим углом на торговой площади. Но куда веселее отправиться всей семьей «на охоту» за той самой елочкой, которая уже какой год дожидается вас на какой-нибудь «елководческой» ферме в ближних или дальних окрестностях Торонто.

Собираясь на елочную ферму, стоит немного разобраться в классификации канадских праздничных елок. Их три основных вида – Fir, Spruce и Pine. Первые два можно считать елью в привычном для нас с вами понимании, ну, а третья – это сосна.

На фермах и елочных базарах Онтарио можно купить несколько разновидностей каждого из этих видов. Самые популярные елки-Fir – это Balsam, Fraser, Douglas, Canaan и Concolor. Все они отличаются длиной, густотой и цветом иголок и ветвей, формой кроны, а также запахом и способностью сохранять иголки после того, как дерево будет спилено.

Что касается елок-Spruce, то среди них есть и знаменитые голубые ели – например, Colorado Blue Spruce. Еще одна популярная разновидность – это White Spruce. Среди сосен в этот праздничный сезон популярны White Pine и Scots Pine – самая широко распространенная в мире рождественская и новогодняя елка. Ну, White Pine отличается очень слабым запахом, что особенно благоприятно для людей с аллергиями и отрицательной реакцией на смолистые запахи.

Проезжая елочную ферму, вы чаще всего видите ровные ряды елок, выращенных в одно и то же время и достигших примерно равной высоты. Кстати, чтобы вырастить елочку на продажу на ферме, требуется от 6 до 12 лет.

Но в природе, разумеется, все далеко не так. И величественная Grand Fir, растущая в горах Британской Колумбии и Альберты, за многие десятилетия достигает в природных условиях высоты до ста метров.

Итак, пора на елочную ферму. А что делать, если жалко губить живое дерево для временной утехи? Специалисты говорят, что жалеть не стоит. Елки с фермы, прежде чем быть спиленными на продажу, на протяжении многих лет способствуют оздоровлению воздуха и создают условия для существования многих других живых существ, включая птиц и животных. Наконец, вместо срубленной елки обычно сажают другую, а «отработавшая» свой срок праздничная елка становится ценным сырьем. В целом елочная индустрия дает работу многим людям и поддерживает экономику Канады намного лучше, нежели пластиковые елки из Китая.

Рож­дес­твен­ские ел­ки в ка­над­ских до­мах ста­вят за ме­сяц до праз­дни­ка. Вер­хуш­ку ел­ки ук­ра­ша­ют обыч­но вось­ми­ко­неч­ной звез­дой, по­хо­жей на Виф­ле­ем­скую звез­ду. А иног­да прик­реп­ля­ют к вер­хуш­ке пя­ти­ко­неч­ную звез­ду или ог­ром­ный крас­ный бант или ан­ге­ла. В ос­таль­ном хо­тя и су­щес­тву­ет еже­год­ная мо­да на елоч­ные ук­ра­ше­ния, но обыч­ные ка­над­цы ча­ще все­го не соб­лю­да­ют мод­ные тен­ден­ции, а ве­ша­ют на ел­ку: ша­ры лю­бой ве­ли­чи­ны, “се­реб­ря­ный и зо­ло­той дож­дик”, со­суль­ки, ко­ло­коль­чи­ки, ат­лас­ные и бар­хат­ные бан­ти­ки, сне­жин­ки, ан­ге­лоч­ков, зве­рю­шек, сне­го­ви­ков, ми­шу­ру из фоль­ги, елоч­ные под­вес­ки. В пос­лед­ние го­ды при­ветс­тву­ют­ся раз­лич­ные ин­стал­ля­ции и са­мо­дель­ные кар­тон­ные или из фоль­ги иг­руш­ки.

По тра­ди­ции по­дар­ки упа­ко­вы­ва­ют в раз­ноц­вет­ные блес­тя­щие ко­роб­ки с бан­та­ми и кла­дут их ли­бо под ел­ку, ли­бо в чу­лок (stoc­king), ко­то­рый ви­сит над ка­ми­ном (fi­rep­la­ce). В над­пи­сях на по­дар­ках или на пла­ка­тах сло­во “Chris­tmas” за­ме­ня­ют на сок­ра­ще­ние “X-mas”.

Еще очень мод­но ве­шать на ел­ку плас­ти­ко­вые трос­ти Сан­ты раз­ной ве­ли­чи­ны и по­ло­са­тые ка­ра­мель­ные мят­ные кон­фе­ты в фор­ме по­со­ха-трос­ти обыч­но цеп­ля­ют к ели в очень боль­шом ко­ли­чес­тве, что­бы прив­лечь гос­тей и ма­лень­ких де­тей. Прив­ле­ка­тель­ные бе­ло-крас­ные ле­ден­цы и ка­ра­ме­ли сим­во­ли­зи­ру­ют имя Хрис­та. Дос­та­точ­но пе­ре­вер­нуть по­сох-кон­фе­ту, и пе­ред на­ми ла­тин­ская заг­лав­ная бук­ва “J” име­ни – Je­sus.

До­ма и де­ревья вок­руг до­мов ук­ра­ша­ют­ся лам­поч­ка­ми или све­то­ди­ода­ми, а пе­ри­ла до­мов ело­вы­ми и сос­но­вы­ми ве­точ­ка­ми, крас­ны­ми и зо­ло­ты­ми пар­чо­вы­ми бан­та­ми, а на дверь ве­ша­ют круг­лень­кий ело­во-сос­но­вый на­ряд­ный ве­но­чек с шиш­ка­ми. Ук­ра­ша­ют так­же га­ра­жи, ве­ран­ды, тер­ра­сы и лод­жии, вы­ве­ши­вая узор­ные гир­лян­ды в ви­де сне­жи­нок, вен­ков, лен­то­чек, ве­то­чек, све­тя­щих­ся букв.

Ска­зоч­но смот­рят­ся лам­поч­ки с мяг­ки­ми и теп­лы­ми пас­тель­ны­ми от­тен­ка­ми на кус­тах под шап­ка­ми ко­лю­че­го сне­га. У не­ко­то­рых до­мов про­жек­то­ра не толь­ко ос­ве­ща­ют фа­сад до­ма, но и ме­ня­ют цвет сне­га, де­лая его то крас­ным, то си­ним, то жел­тым, то ро­зо­вым, то зе­ле­ным.

На ка­мен­ных пос­та­мен­тах и ве­ран­дах до­мов сто­ят плас­ти­ко­вые и на­дув­ные Сан­та Кла­усы и сне­го­ви­ки, бра­вые оло­вян­ные сол­да­ти­ки (те­лох­ра­ни­те­ли Сан­ты) и щел­кун­чи­ки, все ос­ве­щен­ные из­нут­ри. У не­ко­то­рых – под­ня­тые и раз­ве­ден­ные в сто­ро­ны ру­ки как для жар­ких объ­ятий.

На ок­на ста­вят ук­ра­шен­ные кар­ли­ко­вые елоч­ки в ва­зо­нах, час­то ис­кусс­твен­ные се­реб­рис­тые, бе­лые или зо­ло­тис­тые, а иног­да и Рож­дес­твен­ни­ки (Chris­tmas Сac­tus). Не­отъ­ем­ле­мый ат­ри­бут Рож­дес­тва мек­си­кан­ские де­ко­ра­тив­ные рас­те­ния – Пу­ан­сет­тия (Мо­ло­чай Прек­рас­ней­ший – Po­in­set­tia) c пур­пур­ны­ми и зе­ле­ны­ми лис­ть­ями, рас­те­ние, зас­лу­жи­ва­ют осо­бо­го вни­ма­ния. Да­же нес­ве­ду­щий че­ло­век под­ме­тит, что рас­по­ло­же­ние крас­ных “ле­пес­тков-лис­ть­ев” на­по­ми­на­ет Виф­ле­ем­скую звез­ду.

Мно­гие ве­ру­ющие ка­над­цы, а так­же не­ко­то­рые цер­кви воз­дви­га­ют воз­ле до­мов и хра­мов биб­лей­ские сцен­ки и ин­стал­ля­ции из спе­ци­аль­ных ку­кол или кар­тон­ных фи­гу­рок. Нап­ри­мер, в па­ли­сад­ни­ке мо­жет быть рас­по­ло­жен “хлев”; там си­дят Ма­рия и И­осиф, а меж­ду ни­ми мла­де­нец И­исус в яс­лях. Все это за­час­тую ос­ве­ще­но про­жек­то­ра­ми, так что фи­гур­ки чет­ко вид­ны. Те­ма­ти­ка пов­то­ря­ет­ся от дво­ра к дво­ру. Бы­ва­ют и та­кие, нап­ри­мер, в цен­тре ин­стал­ля­ции на­хо­дит­ся ро­див­ший­ся И­исус, сза­ди – ан­ге­лы, спус­тив­ши­еся на Зем­лю, спра­ва и сле­ва, по­ми­мо ос­нов­ных дейс­твующих лиц, вол­хвы, пок­ло­ня­ющи­еся но­во­рож­ден­но­му Хрис­ту и пре­под­но­ся­щие ему да­ры. Ва­ри­ан­тов мно­го, офор­мле­но все кра­си­во.

Пов­сю­ду праз­днич­ная ат­мос­фе­ра, в ма­га­зи­нах, на мо­лах, в ка­фе­те­ри­ях ль­ют­ся пес­ни, та­кие как “Jin­gle bells”; “Sil­ver bells”; “Oh, my lord” (“Ma­ry`s boy child”); “San­ta Cla­us is co­ming to town”; “It`s the most won­der­ful ti­me of the y­e­ar”; “Let it snow”; “Oh, Chris­tmas Tree”; “Si­lent night”.

На пло­ща­дях го­ро­дов соз­да­ют снеж­ные или ле­дя­ные фи­гу­ры и двор­цы.

Ес­ли Крис­тмас это до­маш­ний, се­мей­ный праз­дник, а пос­ле не­го сле­ду­ет день 25 де­каб­ря с Рож­дес­твен­ски­ми обе­да­ми и вру­че­ни­ями по­дар­ков и 26 де­каб­ря – бок­синг день – день сда­чи по­дар­ков и при­об­ре­те­ния ве­щей на рож­дес­твен­ских рас­про­да­жах, то Но­вый Год в Ка­на­де это бо­лее обоб­щест­влен­ный праз­дник. Рож­дес­тво как бы плав­но и рав­но­мер­но пе­ре­те­ка­ет в Но­вый Год, ко­то­рый встре­ча­ет­ся очень спо­кой­но. Мно­гие мес­тные жи­те­ли про­во­дят “ка­над­ский” Но­вый Год, как са­мый обыч­ный вы­ход­ной день. Праз­дно­ва­ние Рож­дес­тва вы­ма­ты­ва­ет, а сил и энер­гии уже не ос­та­ет­ся. По тра­ди­ции Но­вый Год ка­над­ская мо­ло­дежь встре­ча­ет не за сто­лом в кру­гу семьи, а сре­ди дру­зей и зна­ко­мых на ули­цах и пло­ща­дях сво­их го­ро­дов, на мно­го­чис­лен­ных праз­днич­ных дис­ко­те­ках, на дру­жес­ких ве­че­рин­ках, в ка­ме­ди кла­бах, на но­во­год­них шоу и т.д..

В То­рон­то на­ря­жа­ют “Рож­дес­твен­ское (Но­во­год­нее, Зим­нее) Де­ре­во” на пло­ща­ди На­та­на Фи­лип­па, а зда­ния вок­руг пло­ща­ди ук­ра­ша­ют ил­лю­ми­на­ци­ей, на­зы­ва­ет­ся это все – Ка­валь­ка­да Ог­ней.

На пло­ща­ди На­та­на Фи­лип­па в Но­во­год­нюю ночь тра­ди­ци­он­но ус­тра­ива­ет­ся кон­церт-шоу в честь на­ча­ла сле­ду­юще­го го­да. Всег­да это очень кра­си­вое раз­вле­ка­тель­ное пред­став­ле­ние. В нем при­ни­ма­ют учас­тие из­вес­тные ак­те­ры и пев­цы, а так­же те­ле­ве­ду­щие. По­пасть на шоу мож­но со­вер­шен­но бес­плат­но, а за­кан­чи­ва­ет­ся оно ров­но в пол­ночь пос­ле боя ча­сов. Мно­гие жи­те­ли То­рон­то пос­ле это­го ос­та­ют­ся на кат­ке в цен­тре го­ро­да, где иг­ра­ет раз­но­об­раз­ная му­зы­ка, а ка­тать­ся мож­но хоть до ут­ра.

В мас­со­вой ли­те­ра­ту­ре и прес­се под­час рож­дес­твен­ские тра­ди­ции вы­да­ют­ся за но­во­год­ние. Мо­жет быть, ког­да-ни­будь у вы­ход­цев с Бри­тан­ских ос­тро­вов и бы­ли чис­то но­во­год­ние тра­ди­ции и чис­то рож­дес­твен­ские тра­ди­ции, но сей­час они сво­дят­ся к рож­дес­твен­ским тра­ди­ци­ям или сме­шан­ным но­во­год­не-рож­дес­твен­ским или рож­дес­твен­ско-но­во­год­ним.

Так что зер­на от пле­вел в но­вых ус­ло­ви­ях от­де­лить труд­но, но мож­но сос­та­вить свои пред­став­ле­ния, по­го­во­рив с мес­тны­ми жи­те­ля­ми, а ны­не ка­над­ца­ми, и по­наб­лю­дав за ни­ми.

Вот я ра­зуз­на­ла мно­гое о рож­дес­твен­ских тра­ди­ци­ях вы­ход­цев с Бри­тан­ских ос­тро­вов, ко­то­ры­ми на­се­ле­на Ка­на­да, а по­пут­но ре­ши­ла по­го­во­рить с ка­над­ца­ми об их пред­почте­ни­ях. Сна­ча­ла тра­ди­ции:

  • На Бри­тан­ских ос­тро­вах име­ет боль­шое рас­прос­тра­не­ние обы­чай “запус­ка Но­во­го го­да”. Это как бы сим­во­ли­чес­кий ру­беж пе­ре­хо­да от прош­лой жиз­ни к но­вой, к бу­ду­ще­му. Обы­чай запус­ка Но­во­го го­да зак­лю­ча­ет­ся в том, что ког­да ча­сы бь­ют 12, от­кры­ва­ют зад­нюю дверь до­ма, что­бы вы­пус­тить Ста­рый год, а с пос­лед­ним уда­ром ча­сов от­кры­ва­ют пе­ред­нюю дверь, впус­кая Но­вый год.
  • Другой неотъемлемый атрибут Рождественских праздников в Канаде — Рождественские покупки. Все начинается с черной пятницы (Black Friday) — которая следует после американского Дня Благодарения. В этот день в магазинах и торговых центрах начинается сезон Рождественских скидок. Накануне праздников эти места буквально переполнены людьми. Практически в каждом торговом центре можно встретить и сфотографироваться с Санта Клаусом.

Как известно, подарки американцам разносит не Дед Мороз, а Санта Клаус. Его праобразом считается Святой Николай (Санта — святой, Клаус — Николай), известный своей благотворительностью в виде помощи бедным людям тайными подарками. Принято считать, что передвигается Санта Клаус на санях, запряженных восемью оленями: Dasher (Потрясающий), Dancer (Танцор), Prancer (Гарцующий), Vixen (Злобный), Comet (Комета), Cupid (Купидон), Dunder (Болван) и Blixem (Молниеносный). Эти имена впервые прозвучали в 1823 году в поэме Клемента Мура «Ночь перед Рождеством», или «Визит Святого Николая».

В последние годы в Канаде набирает популярность так называемая «Операция «Санта-Клаус», которая заключается в том, что любой желающий может выступить в роли Санта Клауса, взяв в почтовом отделении письмо, которое написал ребенок, и отправив ему заказанный подарок.

Но мы рус­ско­го­во­ря­щие или рус­ско­языч­ные но­вые ка­над­цы при­вез­ли со сво­ей ис­то­ри­чес­кой Ро­ди­ны свои тра­ди­ции и по воз­мож­нос­ти их при­дер­жи­ва­ем­ся.

Рождество и Новый Год — это, пожалуй, самые семейные праздники, не только в Канаде, но и во всем мире. Это замечательный повод собраться с родственниками, поздравить всех друзей и близких и пожелать всем Счастливого Рождества!